Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева открывает новую постоянную экспозицию «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвящённую результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троицкого Макарьева монастыря, затопленного при создании Угличского водохранилища. 

Троицкий Макарьев монастырь был основан преподобным Макарием Калязинским в 1434 году и считался одним из самых богатых и почитаемых в России. В монастыре бывали Иван Грозный, Борис Годунов, Алексей Михайлович. 

Фрески Троицкого собора, представленные на выставке, созданы царскими иконописцами, известными по лучшим живописным циклам первой половины XVII века в Московском кремле и Звенигороде. 

Монастырский ансамбль был уничтожен и затоплен в 1940 году при создании Угличского водохранилища, однако фрагменты настенной живописи спасли в ходе экспедиции Академии архитектуры СССР. Под руководством художника-реставратора П. И. Юкина в январе-феврале 1940 года при температуре, достигавшей - 32 ℃, со стен Троицкого собора были сняты 126 фрагментов стенописи общей площадью 185 кв. м: 117 из них были переданы в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры, около 30 – направлены в другие музейные собрания, в том числе в коллекцию бывшего Строгановского училища.

Новая экспозиция в Музее архитектуры посвящена как истории разрушенного Троицкого Макарьевого монастыря, так и этапам спасения, реставрации уникальных росписей. Среди фресок, отобранных для выставки, – ветхозаветные сюжеты, апокрифический цикл о рождении Богородицы, сцены из христологического цикла и Апокалипсиса, а также изображения святых князей. 

В частности, выставлены ктиторские прижизненные портреты Алексея Михайловича и Марии Ильиничны, фрагменты летописей, орнаменты, фрески «Изгнание из Рая», «Строительство Вавилонской башни», «Новый Иерусалим», «Омовение ног», «Конь бледный и вороной», «Спас на престоле» и другие. 

Экспозиция также включает макеты Троицкого собора и монастырской трапезной (автор макетов – архитектор Иван Леонидов), чертежи, фиксирующие постройки монастыря на момент 1939 года, и документальные свидетельства деятельности экспедиции Академии архитектуры, среди которых дневник наблюдений, фотографии. 

Отдельный раздел выставки расскажет о научной реставрации фресок, основанной на авторской методике В. П. Бурого и проводившейся в разные годы реставраторами Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова. 

Источник: Министерство культуры РФ